?

Log in

No account? Create an account
Теплогенератор
Памятник Иуде Искариоту 
6th-Feb-2008 02:13 pm
smoke

Памятник Иуде в Свияжске: а был ли мальчик?



В мае 2004го года мне посчастливилось очутиться в одном из самых светлых и красивых мест, где я когда-либо бывал в жизни – в Свияжске. После замечательной 2-х часовой прогулки от Казани на «Москве» по матушке-Волге, мы попали в совершенно другой мир, где о современности напоминали только трансформаторная будка, ЛЭП и стоящая на берегу «Нива».

81,19 КБ

Маленький остров, на котором ныне находится Свияжск (до строительства Куйбышевской ГЭС он был частью берега Волги), буквально утыкан деревянными и каменными церквями разных эпох. И это при том, что ещё множество храмов было разрушено большевиками вскоре после революции. Экскурсию по местным достопримечательностям я получил самую квалифицированную, так как мне любезно согласился показать их главный архитектор Свияжска.

Он сводил меня в Успенский Собор XVI века, где есть единственная в мире дошедшая до нас фреска с изображением Святого Христофора с головой лошади. В других православных иконописных традициях этого святого изображали с собачьей головой. Но подавляющее большинство таких фресок было позже уничтожено, так как они перестали считаться каноническими. Второй особенностью росписи храма является отсутствие во фресках традиционного изображения Геенны Огненной.
Затем мы побывали в древнейшей в Свияжске деревянной церкви Троице-Сергиевского монастыря, где Иоанн IV лично служил молебен перед взятием Казани.

Я видел ещё много удивительного и чудесного во время своего пребывания на острове. И позже решил, что знаю все основные факты истории острова. Начиная с того, что до основания города на этом месте находилось марийское капище кереметь, и заканчивая тем, что тут отдыхал перед записью своего лучшего, на мой взгляд, «Русского альбома» Борис Борисыч Гребенщиков.

И тут вчера я с изумлением натыкаюсь на информацию, что в Свияжске в 1918 году был установлен памятник Иуде Искариоту.
Знание это я почерпнул из «Википедии», куда оно попало из такого малодостоверного источника, как «Российская Газета». Вот цитата из газеты от 28 сентября 2007 года:

«...в Свияжск отправили наркомвоенмора Троцкого. А вместе с ним литературный бронепоезд. Он так и назывался: "Военно-передвижной фронтовой литературный поезд имени Ленина"... Кроме известного публициста Троцкого, на нем приехали несколько пролетарских писателей и первый в мире памятник Иуде Искариоту.  Главное событие, ради которого так старательно уничтожали местное духовенство, было впереди.
Скажу сразу, что пассажиры поезда Всеволод Вишневский и Демьян Бедный не оставили об этом своих воспоминаний. Поостереглись. А вот малоизвестный датский писатель Галлинг Келлер не удержался. По его словам,  "местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу".
Памятник Иуде простоял в Свияжске недолго. Потом его незаметно убрали, а на тот же постамент водрузили бюст Ленина».


В той же «Российской Газете» от 5 февраля 2008 года уже князю Жевахову приписывается цитата про обсуждения местного совдепа насчёт того, кому стоит поставить памятник.

На форуме сайта «Атеизм в Украине» датчанину Келлеру приписывается ещё и такое описание:

«Когда настал момент открытия памятника, и покров упал к ногам присутствовавших, их взорам открылась буро-красная гипсовая фигура человека - больше натуральной величины с искаженным, обращенным к небу лицом, судорожно срывающим с шеи веревку».

Ну и вообще по Интернету гуляет информация про памятник Иуде Искариоту, переливающаяся из одного источника в другой.

Встаёт вопрос: а был ли мальчик? Я, конечно, ничуть не сомневаюсь, что такие культурные деятели, как Троцкий и Бедный были способны на подобные выкрутасы. Но было ли это на самом деле? Может быть кто-нибудь обладает информацией на этот счёт.

Да и вообще, прислушавшись к себе и вкусив светлых воспоминаний об острове, я понял, что просто нужно ещё раз посетить Свияжск хотя бы для того, чтобы просто посидеть на его берегу у монастырских стен.
Comments 
6th-Feb-2008 11:40 am (UTC) - Re: Прошу
Спасибо большое. Обстоятельная статья, но всё-таки газетная.
В ней упоминается важный факт, что вся информация сводится к одному источнику - Хеннигу. Причём из статьи непонятно дошло ли само произведение Хеннига, поскольку речь идёт только о его пересказах с разночтениями.
6th-Feb-2008 12:15 pm (UTC)
История скорее мифологическая, чем реальная. В других источниках рассказывается, что Троцкий лично открывал памятник Иуде в Тамбове, а не Свияжске. И не в 1918 году, а в 1920-е годы. И хотя, якобы сохранилась речь Троцкого на открытии памятника, где он говорит: "Иуда был первым человеком на земле, который понял вредоносную сущность христианства. Мы, большевики, - враги клерикального мракобесия, и поэтому Иуда - первый истинный пророк большевистской революции. И мы, большевики, памятники первому пророку большевистской революции должны поставить во всех городах России. Следующий город, в котором из уважения к Михаилу Фрунзе памятник пророку большевистской революции - Иуде мы должны поставить - это Иваново-Вознесенск". По всем определениям это фальсификация последних лет. :-) Так что рыть дальше по поводу памятника Иуде смысла не вижу.
Отмечу, что в 1918 году Луначарскому поступал проект памятника Иуде от какого-то малоизвестного художника, но эта идея не была воспринята всерьез и канула в Лету. Вот видимо на этой истории и строятся мифы о памятниках Иуде в разных городах России...
6th-Feb-2008 12:26 pm (UTC)
Если памятника Иуде не было, остаётся выяснить был ли Хенниг, который якобы описал этот случай.
(no subject) - Anonymous - Expand
6th-Feb-2008 03:08 pm (UTC)
Господа историки, а есть ли достоверные сведения о том, считали ли большевики Христа, Иуду и/или других новозаветных персонажей историческими личностями, а не вымыслом?
6th-Feb-2008 03:18 pm (UTC)
По этому вопросу, как и по многим другим историческим вопросам, у них не было единого мнения к 1918-му году. Далее активно пытались привить идею, что это выдумка чистой воды.
При том, что ещё в конце XIX века большинство крупнейших специалистов по этому периоду, как атеистически настроенных, так и верующих, сходились в историчности личностей Христа и апостолов.
Что уж говорить о том, что никаких официальных научных исследований на эту тему в странах соцлагеря не предпринималось. Только штамповались книги научно-популярного жанра типа "Библия для верующих и неверующих".
Довольно обстоятельный историографический обзор научного плана на эту тему есть в книге прот. Александра Меня "Сын Человеческий". К сожалению, сейчас на вскидку больше не могу вспомнить, где есть ещё. Но однозначно есть во многих местах. Сам лично читал.
13th-Dec-2008 06:13 pm (UTC)
я бы не сказал, что вопрос полностью закрыт.
Есть ссылки на советскую энциклопедию о памятниках Иуде как казусах первых революционных лет.
Затем Келлер упоминается в Красной Каббале Климова, где приводится библиография и ссылка на книгу Келлера
Kehler Henningе. Der Rote Garten. — Berlin, 1921.
Я думаю, всех ужасов тех лет мы еще не знаем.
21st-Sep-2009 01:41 pm (UTC) - какая советская энциклопедия?
Можете ли Вы дать ссылку (или название) советской энциклопедии, где упоминается этот эпизод с памятниками Иуде?
С уважением
Тутчев
8th-Apr-2009 11:01 am (UTC)
Здравствуйте. Если эта тема для Вас еще актуальна, могу дать ссылку на книгу "Красный сад" Келера. Правда, это уже переводное издание на английском языке.
8th-Apr-2009 11:05 am (UTC)
Разумеется, актуальна. Было бы здорово.
13th-Dec-2009 02:16 pm (UTC)
дико извиняюсь, у вас тут дискуссия оживленная, ссылки разные... но никакого памятника Иуде в Тамбове не было. Как и Троцкого. Ссылки могут быть на какие угодно библиотеки: Рязани, Иванова и т.д. Но только на Тамбовскую вы их не найдете. Да, и в этих ссылках не указан источник, откуда взялась такая информация... Упоминание об идее поставить памятник в Козлове есть в исторических записках об антоновском мятеже... Хотя и этот источник относителен в достоверности. Но и только...
13th-Dec-2009 02:17 pm (UTC)
да, живу и работаю в Тамбове, в силу профессии интересуюсь историей.
13th-Dec-2009 02:48 pm (UTC) - Памятник Иуде в Свияжске
Насчет Тамбова - не буду спорить.
Однако, о памятнике Иуде в Свияжске добавлю еще вот что:
Ни одного официального (или не официального) опровержения самими большевиками тех лет факта установки памятника Иуде большевиками нет - а ведь книга Г.Келлера получила широкую известность на западе и в Церкви уже в 1922-23гг, и тогда же этот эпизод (с памятником Иуде) был перепечатан во многих газетах и журналах (на английском, французском, русском языках), в церковных изданиях, и в других книгах.
А ведь большевики всегда очень остро реагировали на "вражескую пропаганду", и не только опровергали ее в своих газетах, но и давали в таких случаях интервью иностранным газетам и журналам. И Ленин, и Сталин давали интервью с опровержениями того, что им не нравилось (порой и врали \когда нельзя было проверить их ложь\, но опровергали). А тут уж и сам Троцкий мог бы в 1922\23гг опровергнуть эту информацию, или Луначарский, или хотя бы какой-то совдеповский чиновник, ответственный за план монументальной пропаганды.
А ведь СССР уже стремился в те годы к признанию и установлению дип.отношений со странами Европы - всё же христианской Европы, замечу. И газетные и журнальные статьи в Англии и Франции о памятнике Иуде отнюдь не способствовали признанию СССР. Да и для европейских евреев, в отличие от российских давно ассимилировавшихся в Европе , эта информация (о памятниках Иуде) была "перебором" - она не могла их обрадовать, так как кидала тень на них самих.
Почему же большевики не стали опровергать эту информацию о памятниках Иуде, если она была лживой?
Ответ прост: это была правда, которую в те годы (1920-е) легко можно было проверить, - многие свидетели (и местные жители) этого действа августа 1918 года в Свияжске были живы.
http://proza.ru/cgi-bin/login/page.pl
24th-Mar-2010 01:21 am (UTC)
У меня пылиться МСЭ . 10 томов. 1 том вышел в 1926 году. а где именно посмотреть и найти не знаю .
Это я насчет того что мол в энциклопедии ранней подавалось как казус раннего сов.творчества
24th-Mar-2010 10:47 am (UTC) - МСЭ
МСЭ - это малая сов. энциклопедия? В малой - вряд ли есть об этом.
Но все же посмотрите пожалуйста "монументальная пропаганда", или "план монументальной пропаганды", или Свияжск, или Иуда.
17th-Aug-2010 05:29 am (UTC) - Уточнения
«После падения Симбирска решена была моя поездка на Волгу, откуда грозила главная опасность. Я занялся формированием поезда. В те времена это было не просто. Всего не хватало, или, вернее, никто не знал, где что находится. Самая простая работа превращалась в сложную импровизацию. Тогда я не думал, что в этом поезде мне придется провести два с половиной года. Из Москвы я выехал 7 августа, еще не зная, что накануне пала Казань».
http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl026.htm#st33 - Л. Троцкий. МОЯ ЖИЗНЬ. ОПЫТ АВТОБИОГРАФИИ

Через два дня (15 августа 1918 года – В.К.) Троцкий вновь докладывал Ленину, что "наши войска хороши и дерутся добросовестно... Я строю организацию в расчете на длительную войну. Нужно эту войну сделать популярной. Нужно, чтоб рабочие почувствовали, что это наша война. Пошлите сюда корреспондентов, Демьяна Бедного, рисовальщика»*.
Литвин А. Л. Казань: время гражданской войны, - Казань: Татарское кн. изд-во, 1991, с. 28
«Сочетанием агитации, организации, революционного примера и репрессии был, в течение нескольких недель, достигнут необходимый перелом. Из зыбкой, неустойчивой, рассыпающейся массы создалась действительная армия. Наша артиллерия имела явный перевес. Наша флотилия распоряжалась на реке. Наши летчики господствовали в воздухе. Я уже не сомневался, что мы вернем Казань. Как вдруг 1 сентября я получил шифрованную телеграмму из Москвы: "Немедленно приезжайте. Ильич ранен, неизвестно, насколько опасно. Полное спокойствие. 31.VIII. 1918 г. Свердлов". Я выехал немедленно».
http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl026.htm#st33 - Л. Троцкий. МОЯ ЖИЗНЬ. ОПЫТ АВТОБИОГРАФИИ

21 августа 1918 года под Свияжск прибыл корабль "Ваня", членом экипажа которого был пулеметчик и будущий писатель Всеволод Вишневский, автор "Оптимистической трагедии"
Литвин А. Л. Казань: время гражданской войны, - Казань: Татарское кн. изд-во, 1991, с. 56.

10 сентября 1918 года в Свияжске арестован и расстрелян престарелый епископ Амвросий
Султанбеков Б., Малышева С. Трагические судьбы. Научно-популярные очерки. - Казань: Таткнигоиздат, 1996, с.144.
«Открытие памятника Иуде состоялось через день после казни настоятеля обители епископа Амвросия.».
Пржиборовская Галина. Лариса Рейснер. Жизнь замечательных людей. – М.: Молодая гвардия, 2008, с. ? Глава 23. Незабываемый 1918 год
17th-Aug-2010 05:41 am (UTC)
Чтобы представить, как все это было, надо побывать в Свияжске и знать его топографию. Единственное место для памятника на этом острове - это центральная площадь. Больше негде. Единственное место на площади - напротив входа в собор Рождества Богородицы (1567): http://picasaweb.google.com/kontinent.moscow/Sviyazhsk#5391585089790697970
Отсюда понятен протест епископа Амвросия против святотатства, понятен расстрел Амвросия, понятно исчезновение памятника на острове, сплошь населенном монахами и сразу после того, как красные перенесли свои учреждения в Казань, захваченную 10 сентября. Все сходится.
А привезен был памятник, всего скорей после того, как 15 августа Троцкий просил Ленина помочь с пропагандой и после того, как Троцкий 1 сентября съездил в Москву на совещание по поводу плана действий после ранения Ленина на заводе Михельсона. Соответственно, установление памятника Иуде 12 сентября - самый реальный срок. Завершающий аккорд пребывания Троцкого в Свияжске, после которого он эвакуировал свой штаб в Казань. А там - и хрен с ним с гипсовым истуканом. Как говорил персонаж Савелия Крамарова: "Кто же его посадит, он же памятник?" А его не посадили, а выкрали. А утопить монахам Иудин образ на острове, окруженном водой - дело техники...
17th-Aug-2010 04:30 pm (UTC)
Anonymous
Года три назад умерла старушка Курашова, жившая в Свияжске. Она видела памятник Иуде. Но по её словам он был деревянным, с воздетыми вверх руками. Я только что вернулся из Свияжска и там разговаривал с женщиной очень хорошо знавшей Курашову. Сейчас она работает гидом и в сфере её интересов и Свияжский и Макарьевский монастыри. Она много разговаривала с местными жителями и и для них существование памятника Иуде является фактом. Разночтения относительно материала - девочка могла и не понять - гипсовый или деревянный.
14th-Jun-2018 09:55 am (UTC)
Самое подходящее место в Свияжске было - площадь напротив местной школы. Там в 60-80-е гг.,а, видимо, и раньше, стоял памятник Ленину на деревянном постаменте.
Занятно, что он был небольшой, и расстояние от его макушки до земли было как средний рост человека. Хотя размер головы был примерно в 2 раза крупнее натурального, что в сумме создавало несколько юмористический эффект.
14th-Jun-2018 10:02 am (UTC)
P.S. Мой знакомый известный казанский библиофил, ныне покойный, Валентин Камашев заверял, что подробное описание памятника Иуде с фото и чертежами он видел в каком-то архитектурном журнале, изданном в 20-х гг., и обещал поискать его. К сожалению, его болезнь помешала это сделать.
This page was loaded Dec 19th 2018, 1:19 pm GMT.