Ондрюшка (ondryushka) wrote,
ondryushka

• Music:

Ship Trip. Часть IV: Вытегра и шлюзы

Вытегра - довольно неказистый на вид, но показавшийся довольно милым и уютным селением, городок (население около 10 000) в Вологодской области. Мы провели там 3 часа, прибыв туда утром 8 сентября. Большая часть нашей делегации вообще не выбралась за пределы причала, посему я посвящаю этот пост им. Итак, родной край отличного новокрестьянского поэта Николая Клюева. И место, где строилась Мариинская водная система, связавшая, наконец, столицу империи Санкт-Петербург с главным российским водным торговым путём - Волгой.

Судя по всему, Вытегра не столь избалована туристическим вниманием, как все остальные пункты наших остановок в ходе путешествия. Во всяком случае, везде к нам относились как к дорогим гостям и стремились всё показать и всячески нам угодить. Правда, на входе в краеведческий музей у билетёрши не оказалось сдачи. Из-за этого уважаемые френды не смогут полюбоваться на его экспонаты. Идём гулять.

Первым делом, не попав в музей, мы отправились позавтракать и изучить карту. Поскольку сложная система водоёмов не давала ориентироваться на местности сердцем. Очень порадовало название улицы Дедушки Крылова.

От кафе мы пошли к автобусной станции, возле которой и стоит главный архитектурный символ Вытегры. Пассажиров тут возят на трофейных бывших скандинавских школьных автобусах. Чувствуется, что мы ещё на севере России.

А это и есть главный архитектурный символ - Сретенская церковь (1869-73) на Красной горке.

Добротный провинциальный византийский стиль. Но меня её архитектура не сильно впечатлила.

Зато очень порадовала часовня Исаакия Долматского, построенная в 1881 году, а затем перенесённая сюда из зоны затопления. Сразу стало понятно, что мы на вологодской земле, которая знаменита не только кружевами обычными, но и кружевами деревянными.

Часовня названа в честь преподобного Исаакия Долматского, в день памяти которого родился Пётр I. Собственно поэтому и питерский Исаакиевский собор назван именно так. Часовня была построена в честь встречи жителей деревни Вянги с Петром Алексеевичем, что, наверное, было главным событием за всю историю этой деревни. В 1773 году Вянга была преобразована в город Вытегра, который получил название по реке, на которой он стоит.

За Сретенской церковью находятся надгробные камни, которые дают представление о жизни старой Вытегры.

Практически все они принадлежат купцам.

Впрочем, есть и один губернский секретарь. Интересный штрих к ментальности того времени - на надгробной плите довольно пространный пассаж по поводу предсмертной болезни губернского секретаря.

Вид с Красной горки на окрестности. Преобладают деревянные дома барачного типа.

А это главный до недавнего времени туристический аттракцион Вытегры - Шлюзы Мариинской водной системы, строительство которой началось в 1799 году для того, чтобы связать, наконец, Санкт-Петербург с главным водным торговым путём Российской империи - Волгой. Впрочем, первые исследования местных водоёмов на этот предмет проводились ещё при Петре I.

Так сейчас выглядят шлюзы XIX века.

Часть стелы, установленной в честь постройки Новомариинского канала. Очень грамотно, что указаны все главные ответственные лица. Считаю, что и сейчас на масштабных объектах нужно указывать как можно больше фамилий ответственных лиц, чтобы лучше строили и поменьше воровали.

Часть Новомариинского канала выкрашена в ярко-красный цвет. Не исключаю, что для того, чтобы туристы не прощёлкали столь важный для отечественной истории объект, который далеко не сразу бросается в глаза.

Чуть дальше по каналу видно огромное количество сараев для лодок. Часть из них разрушенные, как на этом фото. Но большинства целёхонькие. Видно, что водные артерии играют далеко не последнюю роль в хозяйстве местного населения.

Женщины, как и 100 лет назад, полощут бельё с мостков. Картина вызывает умиление, но, думаю, что сама дама не совсем довольно своими коммунальными условиями.

Основную же часть архитектуры Вытегры составляют незатейливые частные дома, деревянные бараки и хрущёвки из силикатного кирпича. Особо не залюбуешься.

Если не залюбуешься домами, то залюбоваться можно невероятным количеством кошек. Видимо, тигриное по фонетике название города обладает какой-то для них привлекательностью. Впрочем, по кошкам из разных городов я хочу сделать отдельную подборку.

В доме слева находится краеведческий музей, в который мы не попали.

А около входа в него вот такие безумные картинки с надписью "Женщины за безопасность".

А это главная туристическая достопримечательность Вытегры современной - открытый в 2005 году музей "Подводная лодка". Видимо, вытегорцы смекнули, что особо им нечем сразить наповал проплывающих мимо по оживлённому пути Москва-Санкт-Петербург туристов и пригнали сюда это судно. Выглядит оно в узкой реке Вытегре довольно сюрреалистично.

Отойдя от Вытегры, мы увидели крупный пожар. Только сейчас я узнал из интернетов, что горело здание с магазинами и кафе. Пожар тушили 12 часов, но, к счастью, люди не пострадали.

После Вытегры начались многочисленные шлюзы Волго-Балта, которые на 4-й день путешествия стали поднадоедать.

Порой только развлекали надписи, которые делали на стенах шлюзов люди с проходящих судов. Попадались даже сделанные латиницей.

В следующих частях продолжим путешествие по землям вологодским...

Предыдущие серии:

Ship Trip. Часть I: Спб-Ладожское озеро

Ship Trip. Часть II: Верхние Мандроги, Музей водки, река Свирь

Ship Trip. Часть III: Петрозаводск
Tags: архитектура, история, путешествия, фото