Ондрюшка (ondryushka) wrote,
Ондрюшка
ondryushka

Categories:
  • Music:

Ship Trip. Часть III: Петрозаводск



В столицу Карелии мы прибыли рано утром 7 сентября, а отплыли через 14 часов. Так что, само Онежское озеро за пределами Петрозаводска при свете посмотреть не удалось. А жаль... Как-никак, третье по размеру озеро в Европе после Каспия и Ладоги. Впрочем, и сам Петрозаводск, однозначно, стоит внимания. Это очень уютная в хорошем смысле этого слова провинция. После Твери, социальное здоровье которой сильно подорвала Москва, видно сильную разницу с Петрозаводском. Несмотря на то, что отсюда до Питера всего 400 км, видно, что город вполне самодостаточен. И несмотря на нынешнюю численность населения всего в 270 тысяч человек, этот город одно время был столицей целой советской республики - Карело-Финнской. Шестнадцатой по счёту, просуществовавшей с 1940 по 1956 годы.

Петрозаводск - ровесник Санкт-Петербурга, но от того дореволюционного города осталось очень мало по разным причинам. Во-первых, город был преимущественно деревянным, со всеми вытекающими из этого последствиями. Во-вторых, в центре Петрозаводска было немало храмов, которые, разумеется, были разрушены к тому моменту, когда Петрозаводск стал столицей республики, и пробил его звёздный час. В-третих, с 1941 по 1944 годы город носил название Яанислинна и находился в финской оккупации. Во время боёв за город он также пострадал немало. В-четвёртых, судя по рассказам очевидцев, немало чего было снесено при Брежневе и продолжает сноситься.
В результате Петрозаводск напоминает эдакий мини-Минск, застройка центра которого представляет из себя смесь постконструктивизма и сталинского ампира предвоенных лет и монументального послевоенного ампира. Только размеры зданий здесь, по большей части, гораздо скромнее, чем в белорусской столице. Но то, что при Сталине Петрозаводск был столицей целой союзной республики, читается на лице города очень чётко.



Первое, что поражает при сошествии с трапа корабля - этот полуразвалившийся причал. Сразу же приходит ощущение, что ты в лесной житнице России.



Неподалёку от причала стоит Пётр I и недвусмысленно показывает, где надо строить город. Первоначальное название поселения - Шуйский завод. Но через год селение было переименовано в Петровский завод.



Также у причала имеется водный вокзал довольно заурядного вида. Возле в киосках продают билеты на туристические суда местного сообщения. Цены довольно некислые. Кижи стоят почти 2000 рэ в обе стороны.



От вокзала начинается проспект Карла Маркса, которое начинается со здания дореволюционного вида. Потом глаз будет сам собой цепляться за подобные детали, потому как город ими не изобилует.



Первое здание, которое поражает на этой улице - Музыкальный театр республики Карелия (1955 год). В отличии от остального петрозаводского сталинского ампира оно вполне минского размаха.



А вот и персонаж, в честь которого названа улица, с близким другом и спонсором.



Декор ещё одного заведения культуры - Национального театра республики Карелия. Очень напомнил мне фигуры в парке Победы в Тольятти.



Неподалёку находится стадион. Где во вторник в 8 утра карельские блондинки вовсю занимаются спортом.



Одна из жилых сталинок на фоне загадочной конструкции, поименованной памятник радиатору. Особенностью Петрозаводска является то, что архитекторы здесь стремятся скруглить углы.



Повелось это всё чуть ли не с основания города. Это старейшие здания Петрозаводска - комплекс административных построек конца XVIII века. В 1781 году город стал административным центром Олонецкой губернии. В 1784-1785 губернаторствовал здесь Гавриил Романович Державин, ещё не заметивший Александра Сергеевича.



Памятник Андропову в неканоническом юном образе был установлен в 2004 году. Возможно, это единственный в России памятник советским генсекам, открытый после распада СССР.



Перейдём на вторую главную улицу Петрозаводска, перпендикулярную Онежскому озеру - улицу Ленина. Эти красные дома были построены в 1916 году для железнодорожного ведомства. В 1945-1946 гг. были обшиты досками. Сейчас они очень эффектно выделяются в панораме улицы и привлекают к себе внимание. Состояние, как видите, отличное. Но в начале этого года их собрались сносить. Надеюсь, жителям удастся отстоять дома. Тем более, что, как я уже говорил, памятников дореволюционной архитектуры здесь наперечёт.



На другой стороне улицы стоит постконструктивистская гостиница "Северная", которая отлично подходит к ним "в пару".
Кстати говоря, обратите внимание на прохожих. В Петрозаводске на улицах какое-то невероятное количество девушек. Особенно это бросается в глаза после Твери, где диспропорция обратная.




Большинство жителей Петрозаводска одеты довольно неброско и однотипно. Но попадаются и такие типажи, которые скрашивают своим существованием северную природу.



Но вернёмся к улице Ленина и её окрестностям. Это одна из самых оживлённых улиц, потому как здесь располагается администрация и ВУЗЫ, а также находится железнодорожный вокзал.



Железнодорожный вокзал выглядит очень внушительно.



На нём имеется одна из немногих двуязычных надписей. По-карельски город называется "Petroskoi". Карелов сейчас в городе около пяти процентов. Ещё около трёх - финны.



Внутри вокзала не было замечено ни одной живой души.



Мы забрались за железнодорожное полотно и дошли до автовокзала, дабы узнать как бюджетно добраться до водопада Кивач. Места за "железкой" начинаются дикие и не очень приветливые. В кассах автовокзала нам ничего вразумительного ответить не смогли, зато мне встретились эти 2 персонажа. Они умоляли, чтобы я их сфотографировал. Прямо будто индусы в Гоа. Они очень просили прислать им фото. Куда надо было слать, разумеется, не сказали. Будем считать, что таким образом я им высылаю фото.



Неподалёку от железнодорожного вокзала попадаются свидетельства того, что недостатка леса в Карелии нет.



А окрестности улицы Ленина пестрят креативными решениями.



И не менее креативными случайными сочетаниями.



Ещё одна карельская надпись на здании рынка. Других карельских надписей на бизнес-объектах замечено не было. Но были финские.



Зато во дворах попадаются надписи, свидетельствующие, что сепаратисты тут всё же имеются.



Через город протекает несколько небольших речек. Это Неглинка. Кстати, уток в городе изрядное количество.



Мостик до безобразия увешан свадебными замками.



Впрочем, попадаются замки с довольно путным дизайном а-ля Родченко.



На берегу Неглинки стоит чудесный медведь, размеры которого подсказывают, что его непременно нужно оседлать.



Застройка окрестностей Неглинки разнородна. Попадаются деревянные дома. Как бы не ровесники зданий под угрозой на улице Ленина, но в гораздо более худшем состоянии.



Но общая тенденция - карликовость в хорошем смысле. Карликовые брежневки, карликовый хай-тек...



Но отдельная песня - это, конечно, набережная Петрозаводска, которая была открыта лишь в 1994 году. Но уже за это время она стала чуть ли не главным символом города.



Не буду показывать все многочисленные скульптуры, которые там установлены, потому как их фотографий в интернетах целое море. Но мимо некоторых просто нельзя пройти стороной. Большинство изваяний подарили города-побратимы Петрозаводска. А это тоже, что и на первой фото поста, - дар американского города Дулута "Рыбаки". Первое подаренное изваяние и, на мой вкус, лучшее. Ярчайший пример того, как совсем новая деталь городского ландшафта становится символом города. Во всяком случае, до того как я побывал в столице Карелии, именно "Рыбаки" первые приходили мне на ум при упоминании Петрозаводска.



Ещё одна милая скульптура - "Дерево желаний". Желания надо загадывать а ухо на стволе.

Считаю, что петрозаводская набережная отличный пример того какими методами нужно облагораживать городское пространство. Неплохо было бы потрясти и наших побратимов Штутгарт, Сент-Луис и Стара-Загору на предмет подобных презентов любимой Самаре.



На подступах набережной наблюдаются какие-то совершенно безумные решения городского пространства.



И стоит памятник одному очень важному финну - Отто Куусинену. Он руководил Карелией с 1940 по 1957 годы, а после начала "Зимней войны" был объявлен главой Финляндской Демократической Республики, в расчёте на то, что скоро ему предстоит рулить дела в Хельсинки.

Когда я смотрел отчёты про Петрозаводск, я не мог понять почему этот город нравится многим путешественникам. И, действительно, фотографии не дают представления какого-то милого провинциального уюта этого города. Уюта именно провинции, а не захолустья. При всей своей почти чисто советской архитектуре столица Карелии благодаря своим жителям производит впечатление куда более европейского города, чем любой из волжских. Теперь я начал понимать некоторые тайны Петрозаводска. Например, почему в маленьком городе так много интересных этнических групп. Вкупе с роскошной карельской природой, Петрозаводск делает с людьми чудеса. И могу сказать, что никогда ещё не видел в России города с таким маленьким населением, который бы не казался мне сонным, а динамика жизни в нём мне была бы мила.

В следующей части - река Шексна и земли вологодские...



UPD Чуть не забыл. Мы попробовали здесь финское пиво. Оказалось вполне пристойным. Но и стоит недёшево - где-то 70 рэ.



UPD 2 И ещё вот... Видели памятник некому Анохину. Кто таков узнать не удалось, зато появилась версия, что это памятник тому самому Анохину у которого на объекте трубы прорвало из "Кин-Дза-Дзы".

Предыдущие серии:

Ship Trip. Часть I: Спб-Ладожское озеро

Ship Trip. Часть II: Верхние Мандроги, Музей водки, река Свирь
Tags: архитектура, история, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal