Ондрюшка (ondryushka) wrote,
Ондрюшка
ondryushka

Category:
  • Music:

Куйбышев. Старый речной вокзал: деревянный сталинский ампир



Самара расцвела в тот момент, когда волжский торговый путь был соединён с Самара-Златоустовской железной дорогой. Поэтому у нашего города двое ворот - железнодорожный и речной вокзалы. Оба современных вокзала, разумеется, далеко не первые в истории города. С 1936 по 1971 годы речные ворота, на мой вкус, выглядели куда более презентабельно, нежели сейчас. Но, увы, вокзал пришёл в ветхость и был разобран. Теперь остаётся любоваться им только на архивных фотографиях.



От вокзала начинался официально рекомендованный путеводителем туристический маршрут по городу, который нужно было преодолевать на троллейбусе.

"Для общего ознакомления с городом Куйбышевом можно рекомендовать поездку на троллейбусе по маршруту: речной вокзал - железнодорожный вокзал." Путеводитель "Волга, Кама, Ока, Дон", М., 1955.



Первое, что могли наблюдать прибывающие в город водным путём, - плавучую гостиницу и дебаркадеры.

"Несколько дебаркадеров и плавучая гостиница стоят возле Куйбышевского речного вокзала с его просторными пассажирскими павильонами." Путеводитель "Волга, Кама, Ока, Дон", М., 1955.



То же с воды. Сзади открывается вид на сам вокзал и Дома грузчиков, построенных тем же архитектором.

Куйбышевский речной вокзал был построен Леонидом Афиногеновичем Волковым (1902-1961).

"Л.А. Волков родился на Украине, в 1929 году окончил Одесский политехнический институт. В том же году гражданский инженер Волков поступает на работу в самарскую контору "Промстрой". Молодой архитектор наряду с клубом имени Дзержинского в 1932 году построил 4-х этажный жилой дом для работников управления внутренних дел, поликлинику. Эти здания можно видеть на улице Степана Разина. Им построены также в 1935-1936 гг. дом речников на улице М. Горького, а также деревянное здание водного вокзала, снесенного в 1971 году. В годы войны Л.А. Волков возглавлял проектирование жилых кварталов Безымянки..." Каркарьян В. Г. Старая Самара : история, дома, люди. Самара, 1998



Вокзал с воды.



Вокзал с улицы Максима Горького.



Располагался он не на нынешнем месте, а между Некрасовским и Ленинградскими спусками. Собственно, и набережная, первая очередь которой была открыта в 1956 году, шла только до Некрасовского спуска.
Обратите внимание как над нашим курортом дымит углём ГРЭС, которую ещё не перевели на газ.



У входа в вокзал публику встречали Сталин и Ленин.



Впрочем, уже в 1967 году на месте вождей возвышались киоски.



Со Сталиным всё понятно. Куда интереснее узнать как демонтировали Ленина.



Вокзал П-образной формы вмещал в своих крыльях залы ожидания, а в центре был выход к причалам. В северной части его возвышалась башня.



В 1969 году начал строиться нынешний вокзал, а деревянный постепенно сносился.

Bonus-track: Деревянный конструктивизм.



Здание Яхт-клуба под Струкачами (1929-1930).

Фото из архива Георгия Бичурова и журнала "Life".
Tags: Самара, архитектура, история, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →