?

Log in

No account? Create an account
Теплогенератор
Куйбышев. Старый речной вокзал: деревянный сталинский ампир 
31st-Jul-2010 10:28 pm
ibear


Самара расцвела в тот момент, когда волжский торговый путь был соединён с Самара-Златоустовской железной дорогой. Поэтому у нашего города двое ворот - железнодорожный и речной вокзалы. Оба современных вокзала, разумеется, далеко не первые в истории города. С 1936 по 1971 годы речные ворота, на мой вкус, выглядели куда более презентабельно, нежели сейчас. Но, увы, вокзал пришёл в ветхость и был разобран. Теперь остаётся любоваться им только на архивных фотографиях.



От вокзала начинался официально рекомендованный путеводителем туристический маршрут по городу, который нужно было преодолевать на троллейбусе.

"Для общего ознакомления с городом Куйбышевом можно рекомендовать поездку на троллейбусе по маршруту: речной вокзал - железнодорожный вокзал." Путеводитель "Волга, Кама, Ока, Дон", М., 1955.



Первое, что могли наблюдать прибывающие в город водным путём, - плавучую гостиницу и дебаркадеры.

"Несколько дебаркадеров и плавучая гостиница стоят возле Куйбышевского речного вокзала с его просторными пассажирскими павильонами." Путеводитель "Волга, Кама, Ока, Дон", М., 1955.



То же с воды. Сзади открывается вид на сам вокзал и Дома грузчиков, построенных тем же архитектором.

Куйбышевский речной вокзал был построен Леонидом Афиногеновичем Волковым (1902-1961).

"Л.А. Волков родился на Украине, в 1929 году окончил Одесский политехнический институт. В том же году гражданский инженер Волков поступает на работу в самарскую контору "Промстрой". Молодой архитектор наряду с клубом имени Дзержинского в 1932 году построил 4-х этажный жилой дом для работников управления внутренних дел, поликлинику. Эти здания можно видеть на улице Степана Разина. Им построены также в 1935-1936 гг. дом речников на улице М. Горького, а также деревянное здание водного вокзала, снесенного в 1971 году. В годы войны Л.А. Волков возглавлял проектирование жилых кварталов Безымянки..." Каркарьян В. Г. Старая Самара : история, дома, люди. Самара, 1998



Вокзал с воды.



Вокзал с улицы Максима Горького.



Располагался он не на нынешнем месте, а между Некрасовским и Ленинградскими спусками. Собственно, и набережная, первая очередь которой была открыта в 1956 году, шла только до Некрасовского спуска.
Обратите внимание как над нашим курортом дымит углём ГРЭС, которую ещё не перевели на газ.



У входа в вокзал публику встречали Сталин и Ленин.



Впрочем, уже в 1967 году на месте вождей возвышались киоски.



Со Сталиным всё понятно. Куда интереснее узнать как демонтировали Ленина.



Вокзал П-образной формы вмещал в своих крыльях залы ожидания, а в центре был выход к причалам. В северной части его возвышалась башня.



В 1969 году начал строиться нынешний вокзал, а деревянный постепенно сносился.

Bonus-track: Деревянный конструктивизм.



Здание Яхт-клуба под Струкачами (1929-1930).

Фото из архива Георгия Бичурова и журнала "Life".
Comments 
31st-Jul-2010 05:36 pm (UTC)
Познавательно.
31st-Jul-2010 06:02 pm (UTC)
Гостиница "Россия" у нас на мой вкус самое отвратное здание начала 70-х и заслуживает судьбы своей московской тёзки. И символизм хороший, верный!
31st-Jul-2010 06:09 pm (UTC)
Круть! Архитектор Волков мне определённо по душе. Я старую застройку на Безымянке люблю.
А яхт-клуб точно деревянный?
Интересно, а что стало с плавучей гостиницей? С удовольствием бы в такой пожил.
31st-Jul-2010 06:10 pm (UTC)
Мне кажется, она просто была в одном из дебаркадеров. Не исключаю, что где-то на Зелёной роще сейчас используется.
31st-Jul-2010 06:12 pm (UTC)
Потрясающе красиво. А плавучую гостиницу раньше видела рядом с Рождествено, наполовину вытащенная там лежала.
Потом убрали.
31st-Jul-2010 06:54 pm (UTC)
У меня тоже есть ощущение, что я её в Рождествено видел.
31st-Jul-2010 06:15 pm (UTC)
За подборку спасибо! А что Сталин делает? Милостыню просит, или это кавказский жест?
Сделай, пожалуйста, перепост в самара_арх.
31st-Jul-2010 06:44 pm (UTC)
мне кажется, это нечто вроде "добро пожаловать"
31st-Jul-2010 06:48 pm (UTC)
Посмотрев фотографии я понял, что смутно помню этот вокзал. Точнее дебаркадер, на котором мы ждали посадки на пароход в Ульяновск...
31st-Jul-2010 06:53 pm (UTC)
Я сегодня бабушку распрашивал. Она, как ни странно, помнит тоже дебаркадеры, очень смутно вокзал, а памятников не помнит вовсе.
31st-Jul-2010 07:13 pm (UTC)
дебаркадеры даже я помню, но я родилась позже демонтажа речвокзала.
а вокзал старый прекрасен. и этот голубой цвет с белым, и п-образная форма, и арка-вход. очень уютно и красиво было.
спасибо за пост: )
31st-Jul-2010 07:18 pm (UTC)
На здоровье!

Ну дебаркадеры там до сих пор есть, в принципе.
31st-Jul-2010 07:27 pm (UTC)
А мне яхт-клуб понравился
31st-Jul-2010 07:31 pm (UTC)
Яхт-клуб - мегазачётный. Жаль не удалось найти его более приличных фотографий.
31st-Jul-2010 08:22 pm (UTC)
Шикарный отчет. Спасибо Вам.
31st-Jul-2010 09:43 pm (UTC)
Да, очень стильный был проект. Жаль тот речвокзал.
1st-Aug-2010 08:46 am (UTC)
Офигенный речвокзал! Жаль, что он не кирпичный, а то до сих пор стоял бы и радовал публику.
1st-Aug-2010 08:47 am (UTC)
самая круть это яхт-клуб, конечно
10th-Jul-2011 09:34 pm (UTC)
Не, самая круть это ж/д вокзал в Сочи)))
1st-Aug-2010 08:49 am (UTC)
А вообще мне кажется, что в 60-е годы в архитектуре была какая-то эстетическая непереносимость всего, что связано со сталинским периодом. Полная противоположность, по принципу "назло бабушке отморожу уши".
10th-Jul-2011 09:33 pm (UTC)
Иногда мне тоже так кажется, но дело всё-таки в другом!
Мудак хрущёв вырвал с мясом из работы архитектора, строителя творческий элемент. А Люди тогда были не тупые и недоумевали - как же так и нафига?! Пропал энтузиазм, упало качество, упали темпы. Компенсировали застойные явления экстенсивными методами (лимитчиками, например) и т. д.
"Архитектура" 70-х и далее ещё больше похожа на "назло бабушке"...
1st-Aug-2010 10:59 am (UTC)
Красота. Спасибо большое!
1st-Aug-2010 06:08 pm (UTC)
Поразительно, позновательно и очень красиво (особенно яхт-клуб)... Лет 8 назат снимал квартиру у одного знакомого, в квартире до этого проживал его отец, не просто "отец", а известный самарский архитектор Подовиников, там в архиве было огромное количество старых фотографий Самары-Куйбышева с Волги, почему то именно сейчас об этом вспомнилось...
3rd-Aug-2010 05:36 pm (UTC)
В сеть бы эти фотографии...
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Aug 17th 2019, 6:28 pm GMT.